15:00 (15.07.2024)
808
Борьбу с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), по мнению экспертов, можно отнести к одному из главных вызовов для современной медицины. ХНИЗ приводят не только к преждевременной смертности, но и к стойкой потере работоспособности, значительно ухудшая качество жизни людей. Первое место среди них занимают сердечно-сосудистые заболевания, ежегодно уносящие порядка 18 млн жизней. Болезни сердца и сосудов часто сопутствуют другому заболеванию — сахарному диабету, ответственному за 1,6 млн смертей в мире ежегодно. О профилактике как наиболее действенном методе в борьбе с этими патологиями и их сочетанием рассказала к.м.н., доцент кафедры терапии, гериатрии и семейной медицины Казанской государственной медицинской академии Наталья Волчкова.
По данным статистики, каждый тринадцатый россиянин страдает сахарным диабетом. А согласно зарубежным прогнозам, к 2045 году ожидается рост распространенности этого заболевания в мире на 51%, сообщила Наталья Волчкова. «Подавляющее количество пациентов с диабетом погибают не от основного заболевания, а от сердечно-сосудистых осложнений, и в целом эти заболевания тесно взаимосвязаны, — подчеркнула врач. – Так, склонность к диабету вкупе с наличием, например, артериальной гипертензии, лидирующей среди всех сердечно-сосудистых заболеваний, может способствовать развитию других кардиоваскулярных патологий. Кроме того, эти две группы заболеваний имеют общие факторы риска. Это повышенный уровень артериального давления, глюкозы и холестерина в крови, избыточный вес, нерациональное питание, гиподинамия и табакокурение».
Комбинация отклонений диагностических показателей от нормы, таких как ожирение, гипертония, дисгликемия и дислипидемия, в значительной степени повышающих риск развития сердечно-сосудистых осложнений, определяется в медицине как «метаболический синдром». «Активное изучение факторов риска и возможностей их коррекции открывает широкие перспективы для профилактики метаболического синдрома, а также сахарного диабета и сердечно-сосудистых патологий в частности, — уточнила Наталья Волчкова. – Поэтому наиболее эффективной мерой предотвращения развития этих опасных состояний является профилактика».
Профилактическое направление – доминирующий и очень значимый тренд в кардиологии, эндокринологии и в медицине в целом, отметила специалист. «Если часть факторов риска корректируется исключительно медикаментозными средствами или не корректируется вовсе, то существует значительный ряд модифицируемых поведенческих факторов, снижение или устранение которых тесно взаимосвязано с образом жизни, — пояснила она. – Один из наиболее «весомых» поведенческих факторов риска, влияющих на развитие целого ряда хронических неинфекционных заболеваний, — табакокурение».
Как заявила специалист, токсичные и канцерогенные вещества, присутствующие в табачном дыме, приводят к эндотелиальной дисфункции, нарушают гомеостаз и нормальное функционирование эндотелия сосудов, усиливают окислительный стресс и повреждают функции бета-клеток, что рано или поздно может привести к развитию сахарного диабета и целого ряда сердечно-сосудистых патологий. «Статистика демонстрирует, что у курящих в 1,5 раза выше риск развития диабета по сравнению с некурящими, — рассказала Наталья Волчкова. — А у активных курильщиков, выкуривающих пачку в день и более, этот риск выше на 30—40%, чем у не курящих».
При отказе от табакокурения у пациентов приходит в норму или лучше поддается медикаментозной корректировке артериальное давление, снижается частота сердечных сокращений и нарушения сердечного ритма, добавила врач. «Также у отказавшихся от табакокурения значимо снижаются краткосрочный и долгосрочный риск развития сердечно-сосудистых и метаболических нарушений, — указала Наталья Волчкова. – Поэтому отказ от табакокурения — важнейший инструмент профилактики метаболического синдрома, сахарного диабета и кардиоваскулярных заболеваний».
К сожалению, согласно данным опросов, только 38% пациентов с метаболическим синдромом бросают курить, тогда как 62% остаются привержены вредной привычке, несмотря ни на какие запреты, констатировала специалист. «Безусловно, «золотым стандартом» является полный отказ от курения, поэтому научно обоснованное вмешательство по прекращению курения должно интегрироваться в любую комплексную программу лечения и реабилитации, — подчеркнула она. – Тем не менее важно помнить, что отказ от табакокурения зачастую является психологически и физически тяжелым решением для пациента. Без адекватной медицинской поддержки только 5% курильщиков бросают курить, а 95% нуждаются в помощи врача и дополнительных поддерживающих мерах».
Крайне важно понимать, что для больных сахарным диабетом, уже и так связанных целой системой ограничений в питании и поведении, запреты не эффективны. Более того, жесткие запреты и ограничения могут, наоборот, усилить тягу пациентов к курению сигарет, предостерегла врач. «В случае заядлых курильщиков, не мотивированных на отказ от вредной привычки, целесообразно рассмотреть переход на научно обоснованные бездымные никотинсодержащие изделия с пониженным риском, — считает Наталья Волчкова. – Одним из таких инструментов могут стать, например, электронные системы нагревания табака, в которых процесс горения отсутствует, благодаря чему количество выделяемых вредных компонентов дыма снижается на 90—95%».
Коррекция факторов риска в самом начале терапии может привести к значительному успеху, замедляя и предупреждая развитие кардиоваскулярных и метаболических нарушений, заявила Наталья Волчкова. А приверженность здоровому образу жизни и концепции модификации рисков вкупе с отказом от табакокурения, контролем веса и показателей крови является важнейшим инструментом профилактики целого ряда хронических неинфекционных заболеваний, включая метаболический синдром, сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет. «Для того чтобы повысить мотивацию населения вести ЗОЖ, важно вовлечение не только врача, но и государства, а также самого пациента, — резюмировала специалист. – Для этого необходимо на всех уровнях популяризировать культуру здорового образа жизни и внедрить на регуляторном уровне концепцию модификации рисков».