11:00 (24.02.2023)
2653
Правовое регулирование рекламы лекарственных препаратов в странах Европейского союза в целом однообразны. Это обусловлено принятой Директивой ЕС, именно она описывает все требования к регулированию рекламы фармацевтической продукции. В соответствии с данным документом, в странах ЕС запрещается реклама рецептурных средств и препаратов психотропного действия.
Наиболее жесткие условия действуют в Бельгии, где существуют ограничения на рекламу не только на широкую аудиторию, но и на специалистов, запрещена раздача рекламных образцов даже сотрудникам сферы здравоохранения. В Германии действует дополнительный закон, регламентирующий рекламную деятельность, – «О рекламе лекарственных средств». В частности, он запрещает включать в рекламный текст информацию, представляющую собой советы ученых или лидеров мнения. В Англии реклама лекарств регулируется несколькими документами, в частности, некоторые нормы представлены в руководстве «Реклама и промоция лекарственных средств в Британии», также известным под названием «Синее руководство».
В большинстве стран ЕС хорошо развиты системы саморегулирования и самоограничения рекламы, поэтому контроль и выявление недобросовестной рекламы ЛП осуществляют общественные организации, такие, как, например, INTEGRITAS (Союз за честную рекламу лекарственных средств) в ФРГ. Эти общественные организации вправе возбуждать судебные дела против нарушителей рекламного законодательства и использовать такие методы, как общественное порицание (публикации в прессе и т. д.), а также предварительно рецензировать рекламные материалы.
Предварительный контроль и рецензирование рекламных материалов являются распространенной практикой в Европе. Так, во Франции любая реклама лекарственных препаратов требует получения разрешения от Министерства общественного здоровья или его уполномоченных органов. Обязательному утверждению министерствами здравоохранения подлежит реклама лекарственных препаратов в Италии и Дании.
Санкции за нарушения законодательных норм могут колебаться от предписаний государственных органов о прекращении рекламы до штрафов, налагаемых по решению судебных инстанций, и иных форм, вплоть до уголовной ответственности.