09:08 (23.02.2023)

2123

Как регулируется реклама лекарственных средств в мире. Россия (2-часть)

Ключевым документом, регламентирующим рекламу лекарственных средств в России, является Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ. Согласно данному ФЗ, запрещена реклама фармацевтической продукции несовершеннолетним, а также рецептурных препаратов, в ней должны отсутствовать конкретные примеры выздоровления после приема рекламируемого лекарства, а также отзывы физических лиц. Кроме того, реклама не должна указывать на наличие у потребителей тех или иных заболеваний, создавать впечатление об отсутствии необходимости проходить обследования и обращаться к врачам, гарантировать безопасность и эффективность медикамента, представлять лекарство в качестве биологически активной добавки, если оно им не является. Законом запрещается проведение специальных рекламных акций с раздачей образцов лекарств и медикаментов, также запрещается использовать в рекламе образы медицинских работников.

В соответствии с законом, реклама фармацевтической продукции должна обязательно сопровождаться информацией о противопоказаниях, предупреждением о необходимости читать инструкцию и проконсультироваться с врачом перед применением, при этом регламентируется продолжительность данных предупреждений: в телерекламе – не менее пяти секунд, в радиорекламе – не менее трех секунд, в печатной рекламе – не менее 5% рекламной площади.

Отметим, что все эти требования не распространяются на рекламу лекарственных средств в местах проведения специальных отраслевых мероприятий для работников фармацевтической и медицинской сферы, а также в специализированных изданиях. Однако не существует четких разграничительных критериев, отличающих массовые СМИ от профессиональных, что способствует возникновению конфликтов между региональными службами ФАС России и рекламодателями.

Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ также регламентирует рекламную деятельность фармацевтической продукции. В частности, в законе указано, что реклама не должна представлять лекарство как уникальное, самое безопасное, наиболее эффективное, а также не вводить в заблуждение относительно состава и фармакологических свойств. Не допускается сравнивать медикаменты с другими препаратами, гарантировать эффект, создавать впечатление ненужности хирургических операций.

Примечательно, что данный федеральный закон определяет, что полномочиями по контролю над рекламной деятельностью фармацевтической продукции наделен Минздрав России, однако не выделяет, какие меры данный государственный орган может применять к нарушителям. В то же время Федеральный закон «О рекламе» гласит, что за соблюдение законодательства отвечает ФАС России и его региональные органы, которые, несмотря на широкий арсенал воздействия за нарушения, на практике редко применяют санкции. Это обусловлено тем, что зачастую доказать вину рекламодателя бывает сложно из-за значительных пробелов в законе и отсутствия конкретики.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech