11:02 (10.05.2023)
2830
Впервые в истории отрасли годовой доход фармацевтической компании превысил отметку в $100 миллиардов.
1. Pfizer – $100,33 миллиарда
Компания Pfizer преодолела этот рубеж в основном благодаря COVID-19%: вакцина Comirnaty заработала $37,8 миллиарда, таблетки Paxlovid — $18,9 миллиарда. Если вычесть из глобальной выручки Pfizer ковидные продукты, она составит $43 миллиарда – а эта цифра соответствует продажам фармгианта до пандемии.
Падения спроса на вакцины против COVID-19 было недостаточно, чтобы обрушить позиции Pfizer в 2022 году. В общей сложности вакцина Comirnaty принесла в 2022 году на внутреннем рынке $37,8 миллиарда долларов, что едва превышает $36,8 миллиарда, вырученных ею в 2021 году. Paxlovid заработал в 2022 году $18,9 миллиарда.
Тем не менее, столь счастливые дни не будут длиться вечно – этот год должен урезать доходы Pfizer. Сама компания прогнозирует, что ее выручка в 2023-м составит от $67 до $71 миллиарда.
2. Johnson & Johnson – $94,94 миллиарда
Как глобальная корпорация, активная в области фармацевтики, медицинских технологий и потребительского здравоохранения, Johnson & Johnson регулярно занимает первые места в рейтинге. Но на 2022 год ей пришлось подвинуться: получив сверхприбыль, Pfizer вытеснила Johnson & Johnson с позиции генератора доходов № 1 в отрасли, а ведь Johnson & Johnson занимала эту позицию в течение десяти лет и также приближалась к отметке в $100 миллиардов.
Общие продажи Johnson & Johnson в объеме $94,9 миллиарда включают в себя доходы от ее медицинских устройств и потребительских товаров для здоровья, поэтому трудно проводить прямое сравнение с ее «коллегами». Тем не менее, можно отметить, что в прошлом году фармацевтический бизнес компании показал рост почти на 2% по сравнению с 2021-м: его доля в выручке – $52,56 миллиарда.
3. Roche– $66,26 миллиарда
В 2022 году выручка Roche увеличилась всего на 0,8% по сравнению с 2021 годом. В 2022-м пошел четвертый год эрозии Rituxan, Herceptin и Avastin — популярных противораковых препаратов Roche, которые атакуют биосимиляры. Также просели продажи COVID-продуктов: Actemra, назначаемый для тяжелых форм COVID, снизился в годовом исчислении на 22%, а общая выручка от продуктов диагностики коронавируса упала на 10% в постоянной валюте.
Однако несколько препаратов Roche продолжили траекторию роста: блокбастер от рассеянного склероза Ocrevus – +17%, антитело для лечения гемофилии А – +27% и ингибитор контрольных точек Tecentriq – +14%.
4. MSD (Merck & Co) – $59, 28 миллиарда
Компания Merck & Co., один из лидеров в производстве вакцин, потерпела неудачу в при попытках разработки COVID-привики. Зато «сыграл» ее пероральный противовирусный препарат Lagevrio, хотя все же его успех был недолгим — недавно он провалил важное испытание и получил отрицательный отзыв от европейского регулятора. Тем не менее, в прошлом году Lagevrio заработал $5,68 миллиарда – а это фактически десятая часть годовой выручки!
На этот год компания прогнозирует продажи Lagevrio на уровне $1 миллиарда, а в целом Merck ожидает снижения общей выручки до $57,2-58,7 миллиардов.
5. AbbVie – $58,05 миллиарда
Доходы AbbVie никогда не отличались изменчивостью, но сейчас фармацевтический гигант из Иллинойса готовится к шторму. Humira, его главный препарат – и самый продаваемый продукт, не связанный с COVID, в истории фармацевтики – теряет патентную защиту в США. Впрочем, AbbVie рассчитывает сохранить в ближайшие месяцы большую часть продаж этого антитела. Кроме того, компания надеется, что падение продаж Humira в будущем компенсирует иммунологический дуэт Skyrizi и Rinvoq. Однако на фоне этих трансформаций AbbVie может вернуться к тактике слияний и поглощений.
6. Novartis – $50,54 миллиарда
Как известно, недавно Novartis начала реструктуризацию. В рамках новой корпоративной структуры онкологию и другие терапевтические области объединили, а сам бизнес разбили по рынкам, тогда как Sandoz запланировали превратить в самостоятельную компанию. Кроме того, компания начала экономить на рабочей силе.
Согласно отчетам аналитиков, швейцарская фармацевтическая компания стремится к тому, чтобы к 2027 году войти в пятерку крупнейших производителей лекарств в США с нынешней десятки. Вероятно, высокие показатели ей обеспечат как текущие драйверы продаж (Entresto, Kesimpta и Kisqali), так и некоторые проекты, приближающиеся к лончу. Удивительно, но во второй половине 2022 года снизились продажи Zolgensma, хотя Novartis на пороге утверждения новой формы введения этого препарата генной терапии. Также примерно в 2025 году расширится его целевая пациентская аудитория.
7. Bristol Myers Squibb– $46,16 миллиарда
Продажи Bristol Myers Squibb в прошлом году несколько «подупали» на 0,5% — хотя в 2021 году выручка ее увеличилась на 9%, снижение было предсказуемым: анализ продаж компании за последние семь кварталов демонстрирует эрозию. Эксперты объясняют эту тенденцию потерей эксклюзивности Revlimid.
Тем не менее, Bristol Myers Squibb прогнозирует общий рост выручки на 2%. Чтобы добиться этого, ей потребуется значительный рост от двух других мегаблокбастеров — Eliquis и Opdivo — и мощный запуск трех многообещающих новых продуктов, утвержденных в прошлом году: Opdualag, Camzyos и Sotyktu. Компания прогнозирует, что к 2025 году трио принесет ей от $10 до 13 миллиардов.
8. Sanofi – $45,22 миллиарда
Генеральный директор Sanofi Пол Хадсон потратил годы на перестройку компании, и теперь можно с уверенностью заявить, что французский фармацевтический гигант выглядит совершенно иначе, чем в тот момент, когда Хадсон пришел на пост СЕО (хотя далеко не все его усилия увенчались успехом).
В 2022 году глобальные продажи Sanofi составили чуть меньше 43 миллиардов евро. Этот доход соответствует росту на 7%, и его в основном обеспечили вакцины французской вакцины и ее аллергологический хит Dupixent. Dupixent, ставший главным продуктом Sanofi, заработал в прошлом году почти на 44% больше, чем в предыдущем. Компания ожидает, что в 2023 году продажи Dupixent достигнут 10 миллиардов евро.
9. AstraZeneca – $44,35 миллиарда
С приобретением Alexion общий годовой доход AstraZeneca впервые превысил 40 миллиардов долларов. Таким образом, британская фармацевтическая компания достигла амбициозной цели, первоначально поставленной ее генеральным директором Паскалем Сорио еще в 2014 году, когда он отбился от попытки поглощения Pfizer.
Структура прошлогодних доходов такова: орфанные препараты Alexion выручили $7,1 миллиарда долларов; популярный глифлозин самой AstraZeneca – $4,4 миллиарда. Также львиную долю выручки в разном соотношении обеспечили онкопрепараты Tagrisso, Imfinzi и Calquence, которые продемонстрировали двузначный рост продаж. Отличился новый конъюгат Enhertu, который в прошлом году получил знаковое одобрение FDA как первое средство, предназначенное для лечения распространенного рака молочной железы с низким уровнем экспрессии HER2: к 2030 году это показание превратит Enhertu в блокбастер с продажами в $4,6 миллиарда.
10. GSK – $36,15 миллиарда
Из-за выделения потребительского бизнеса, который превратился в отдельную компанию Haleon, выручка GSK ожидаемо снизились. Но оставшийся бизнес вырос в денежном выражении на 13%, в основном благодаря вакцине Shingrix (+60%). Кроме этого, прибыль увеличили новые лекарства от ВИЧ длительного действия Dovato и Cabenuva, а также и моноклональное антитело против Covid-19 Xevudy.